В некоторых отдаленных южных районах Малави существует традиция, по которой достигшие половой зрелости девочки лишаются девственности в объятиях человека, нанятого за деньги для оказания с*кс-услуг, пишет BBC.
Мужчин, занимающихся этим родом деятельности, в Малави называют «гиенами». Половой акт между ними и юными девочками не считается здесь изнасилованием.
Старейшины поселений называют это «ритуалом очищения». Однако зачастую результат может быть совершенно противоположным: подобный обычай способствует распространению заболеваний.
Я встретился с Эриком Анивой на пыльном дворе у его трехкомнатной хижины в южной провинции Нсанье. Вокруг в грязи возятся козы и куры. Он вышел ко мне в грязной зеленой рубашке и радушно поприветствовал меня. Похоже, ему нравится внимание со стороны прессы. Анива сильно хромает, говорит — с рождения.
В своей деревне Анива — самая уважаемая «гиена». Это традиционное прозвище, присваиваемое мужчинам, которых общины нанимают для обряда с*ксуального «очищения». Например, если человек умирает, то его жена должна переспать с Анивой, прежде чем похоронить мужа.
Если женщина сделала аборт — опять-таки ей требуется «очищение».
Но больше всего шокирует то, что здесь, в Нсанье, девушки после первой менструации должны на протяжении трех дней заниматься с*ксом в ознаменование перехода из детского возраста в пору зрелости и материнства.
«Большинство из тех, с кем я спал — девочки-школьницы. Некоторым было всего 12-13 лет, но я предпочитаю, когда они постарше, — говорит Анива. — Они гордятся своим опытом и рассказывают другим, что я — настоящий мужчина, который знает, как ублажить женщину».
Однако его бахвальство идет вразрез с рассказами нескольких девушек, которых я встретил в соседней деревне. По их словам, они испытывают отвращение к тому, через что им пришлось пройти.
«Я ничего не могла поделать. Мне нужно было пойти на это ради моих родителей», — говорит одна из них — Мария.
«Если бы я отказалась, на моих родных могли напасть болезни и даже смерть. Я испугалась», — продолжает она.
По их словам, все знакомые им девушки прошли через принудительный с*кс с «гиеной».
На вид Аниве чуть больше 40 лет, свой точный возраст он не называет. У него две жены, которые прекрасно знают, как он зарабатывает деньги. Он говорит, что переспал с 104 девочками и женщинами. Однако то же самое он говорил в интервью местной газете в 2012 году, из чего я заключаю, что он уже давно сбился со счета.
Аниве известно о пяти детях, родившихся от него, но он не знает, сколько еще женщин могли забеременеть. Вместе с ним в его общине живут и работают 10 «гиен», и в каждой деревне провинции Нсанье есть свои с*кс-работники. За каждую с*ксуальную услугу им платят от 4 до 7 долларов.
В часе езды отсюда есть другая деревня, где меня знакомят с Фагиси, Крисси и Фелией. Этим женщинам за 50, они — хранительницы традиций и обрядов посвящения своей общины. Каждый год они организуют лагерь для девочек-подростков, где учат их тому, как следует исполнять обязанности жен в быту и в постели.
«С*ксуальное очищение» с «гиеной» — последний этап этого образовательного процесса, на который добровольно соглашаются родители девочек. Это необходимо, чтобы «избежать инфекций, которые могут поразить родителей и других членов общины», объясняют хранительницы.
Я обращаю их внимание на то, что с гораздо большей вероятностью болезни появятся благодаря таким «очищениям». Согласно традиции, во время с*кса с «гиеной» нельзя предохраняться презервативом. Они парируют, что «гиен» тщательно выбирают, исходя из их моральных принципов, и поэтому у них никак не может быть СПИДа или ВИЧ.
Однако очевидно, что СПИД в подобных условиях представляет большую угрозу для всей общины. По оценкам ООН, каждый десятый житель Малави является носителем вируса.
Я прямо спрашиваю у Анивы, не инфицирован ли он. Его ответ поражает меня: да, но он не говорит об этом родителям девочек, которые нанимают его для с*кса.
По ходу нашей беседы Анива начинает понимать, что его рассказы не производят на меня должного впечатления. Он перестает хвастаться и говорит, что сейчас совершает гораздо меньше ритуалов «очищения», чем прежде.
«Я все еще занимаюсь этим понемногу», — доверительно говорит он. И вдруг добавляет: «Но вообще прекращаю».
«Мы не собираемся осуждать этих людей. Но мы хотим снабдить их необходимой информацией, чтобы они поняли, что необходимо менять обряды», — говорит с*кретарь министра соцобеспечения Мэй Шаба.
Родители, получившие чуть больше образования, чем другие, уже сами начинают отказываться от услуг «гиены», говорят мне. Но хранительницы традиций продолжают защищать свой уклад.
«Ничего плохого в нашей культуре нет, — говорит Крисси. — Посмотрите на современное общество — девочки безответственны, поэтому мы должны научить их здесь, в деревне, как не сбиться с пути, как быть хорошими женами, чтобы мужья были довольны и чтобы ничего плохого не случилось с их семьями».
Католический священник отец Кло Бушар родился во Франции, но уже 50 лет живет в Малави и стал выдающимся антропологом страны. По его словам, обряд «с*ксуального очищения» насчитывает несколько веков. Еще тогда считалось, что детей надо вводить в сложную взрослую жизнь посредством полового акта.
Раньше, когда девочки достигали половой зрелости лишь к 15-16 годам, акт посвящения часто проводился человеком, которого родители выбирали дочери в мужья. Сегодня для этих целей за деньги нанимают «гиену», и считается, что ничего постыдного в этом нет.
Отец Бушар говорит, что все попытки огородить детей от раннего вовлечения в с*ксуальную жизнь встречали упрямое сопротивление жителей южных провинций. И это несмотря на то, что уже более ста лет многие в этой стране исповедуют христианство и 30 лет бушует эпидемия СПИДа.
В большинстве регионов страны и особенно вблизи крупных городов обряд «с*ксуального очищения» практически никогда не совершается.
Она пытается убедить глав других регионов тоже подключиться к этой борьбе. В некоторых провинциях, например в Мангочи на востоке страны, уже начали заменять с*ксуальные обряды другими, более щадящими церемониями посвящения девочек во взрослую жизнь.
Но в Нсанье никакого желания что-либо менять не наблюдается. Да и в целом этот вопрос не является приоритетом внутренней политики. Малави — одна из беднейших стран в мире, страдающая от участившихся вспышек голода в сельских регионах.
Со стороны кажется, что отношения у них напряженные. Сидя рядом с ним, она, очень стесняясь, говорит, что ей не нравится его род занятий, но он обеспечивает им необходимый доход. Я спрашиваю, придется ли ее двухлетней дочери лет через 10 пройти через этот с*ксуальный ритуал.
«Я не хочу этого. Я хочу, чтобы этой традиции положили конец. Нас заставляют спать с «гиенами». Мы не сами на это идем, и для нас как для женщин это очень печально», — говорит она.
«Вам не понравилось, когда это произошло с вами?», — спрашиваю я.
«Мне по сей день ужасно», — отвечает она.
Аниву я тоже спросил, хочет ли он, чтобы его дочь прошла через ритуал «с*ксуального очищения», и снова он меня удивил.
«Только не моя дочь. Я не могу этого допустить. Я борюсь за то, чтобы покончить с этой преступной практикой».
«То есть вы боретесь против этого, но продолжаете этим заниматься?», — удивляюсь я.
«Нет, я уже сказал, что завязываю».
«Правда?»
«Совершенно точно. Правда, я завязываю».