Классическая живопись рококо, в частности, одного из самых ярких его представителей Франсуа Буше, всегда вызывала много вопросов и споров. При жизни художник пользовался невероятной популярностью, позже его начали критиковать за легкомысленность и фривольность, Дидро обвинял его в потакании вкусам низких сословий. Впрочем, вульгарности тогда было куда больше при дворе. Буше часто работал над заказами короля Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, и его живопись называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь.
Буше был частым гостем в Версале. В 1748 г. он начал работать для маркизы де Помпадур, от которой с тех пор поступали частые заказы. В 1752 г. она добилась для него разрешения жить и работать в Лувре. Помпадур была любовницей короля всего 5 лет, при этом ей удалось оставаться влиятельной персоной на протяжении десятилетий, до самой смерти Людовика XV. В ней сочетались противоположные качества: острый ум, образованность, дипломатичность – с одной стороны, тщеславие, деспотичность, цинизм – с другой. Она могла помогать художникам и писателям, а потом отправить их в тюрьму за критические высказывания в ее адрес. Буше умел ей угождать – на всех портретах с разницей в 9 лет у нее лицо 20-летней девушки.
Многие современники осуждали Буше за близость распутному высшему свету. Моралист Дени Дидро, считавший, что искусство должно обличать пороки и устрашать тиранов, обвинял Буше в безнравственности и вульгарности: «У него наблюдается извращение вкуса, колорита, композиции, характеров, воображения, рисунка – причем все это является следствием развращения нравов. Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»
Вас также может заинтересовать: Ребята вылили на пол ведро краски, чем повергли хозяйку в шок. Но она об этом не пожалела…