Уж поверьте, это вовсе не очередная байка о «выходе из тела», которую можно с ходу отмести, как возможную галлюцинацию.
Есть ли у нас душа? Существует ли жизнь после смерти?
Жизнь после смерти — ее существование основано на свидетельствах множества людей, которые почти умерли, но которым все же удалось не только вернуться, но и рассказать нам о пережитом. И, пожалуй, наиболее примечательной из всех этих историй является рассказанная доктором Эбеном Александером, 25-летним нейрохирургом из Гарварда.
И уж поверьте, это вовсе не очередная байка о «выходе из тела», которую можно с ходу отмести, как возможную галлюцинацию. И прежде, чем мы попытаемся рассказать, почему его опыту вряд ли можно найти какое-либо научное объяснение, давайте взглянем на самого рассказчика.
До того, как ему довелось испытать то, что он испытал, он не верил в существование души, существующей хоть и в нашем теле, но отдельно от него. Как представитель классической «западной» школы медицины, окруженный коллегами, разделяющими с ним материалистический взгляд на вселенную, он считал саму идею души довольно бредовой. И, как большая часть скептиков, он считал истории о жизни после смерти либо галлюцинациями, либо продуктом человеческого воображения.
Но после того, как доктор Александер провел семь дней в коме, вызванной острым бактериальным менингитом, он кардинально изменил свои взгляды на этот вопрос. Находясь в коме, он испытал нечто невероятное — яркое и красочное путешествие в то, что могло быть только жизнью после смерти, во время которого ему удалось посетить как Небеса, так и их, скажем так, противоположность.
После того, как благодаря практически чудесному исцелению ему удалось вернуться в собственное тело, он взялся за написание книги «Небесное доказательство», по праву вошедшей в список бестселлеров по версии «Нью-Йорк Таймс». Доктор Александер считает, что наша жизнь — всего лишь испытание, долженствующее помочь развитию наших душ в нужном направлении. И для того, чтобы наше посмертие было легким и безоблачным, мы должны во время жизни руководствоваться прежде всего любовью и сочувствием. А вот еще несколько сделанных им утверждений:
- Все, что он видел и ощущал в «жизни после смерти» было настолько «настоящим» и реальным, что его жизнь в качестве обычного человека казалась после этого чем-то искусственным и незначительным.
- Основой этой замечательной жизни после смерти была чистая любовь. Любовь и добро настолько переполняли и его, и все вокруг, что зло если и ощущалось в этом мире, то еле-еле. Так что, если вы действительно хотите познать вселенную, научитесь любить по-настоящему.
- В жизни после смерти все общение осуществлялось с помощью телепатии. В произнесении каких-то слов вслух просто не было нужды — ведь между личностью, и всем, что происходило вокруг нее, абсолютно ничего не стояло. И на все вопросы, которые там задаешь, казалось бы, самому себе, мгновенно получаешь исчерпывающий ответ.
Когда доктора Александера спрашивают, что, как он считает, стоит знать о жизни после смерти всем и каждому, он всегда отвечает, что всем живущим стоит знать и помнить одно — там, за гранью, каждая душа бесконечно ценна и невероятно любима. Куда больше, чем они могут себе представить. Ты всегда в безопасности. Ты никогда не остаешься один. Бескорыстная и совершенная любовь Господа не проходит мимо ни одной души.
«Любовь, без всякого сомнения, является, и всегда являлась, основой всего. Не какая-то абстрактная, возвышенная и труднопонимаемая любовь, но вполне обычная любовь — та любовь, которая известна нам всем, любовь, которую мы испытываем, когда смотрим на любимого человека, детей, или даже домашних животных. В ее самой чистой и сильной форме любовь не может быть ревностной или эгоистичной — она не ставит ее объекту никаких условий.
Это реальность. Это факт. Это та самая истина истин, которую долгие века безуспешно пытались найти философы и богословы всего мира — и поверьте, не поняв, не приняв и не осознав этой простой истины, вам никогда не приблизиться к пониманию того, кто и что мы такое».
Ну а теперь давайте на минутку приглядимся ко всем аргументам «за» и «против» повнимательнее. Что делает опыт, пережитый доктором Александером, куда более ценным, чем все прочие рассказы о жизни после смерти? Да хотя бы то, что во время комы, вызванной острым бактериальным менингитом, кора головного мозга Эбена практически полностью прекратила функционировать, и потому с научной точки зрения он просто не мог испытать то, что испытал. Более того, в своей книге он разгромил в пух и прах целых девять потенциальных объяснений своих странствий вне тела.
Но, может быть, всему этому есть какое-то другое, более «рациональное» объяснение?
Ну так давайте же взглянем на 5 потенциальных объяснений, которые он приводит во втором приложении к своему «Небесному доказательству». Некоторые из этих объяснений вряд ли смогут понять люди, не обладающие специальными знаниями, и потому мы выделили из них пять наиболее понятных, взятых дословно из его книги:
- Это всего лишь примитивная программа, заложенная в нас мозг на самом низком уровне, и призванная облегчить предсмертные боль и страдания — возможно, дошедшая до нас с тех времен, когда она помогала низшим млекопитающим притворяться мертвыми. Но это не объясняет богатую ощущениями, до невозможности «настоящую» природу этих переживаний.
- Это искаженные воспоминания из глубинной части лимбической системы (к примеру, мозговой миндалины), находящейся достаточно глубоко в мозгу, чтобы быть достаточно защищенной от вызванного менингитом воспаления, как правило, охватывающего лишь поверхность мозга. Но это тоже не объясняет богатую ощущениями, до невозможности «настоящую» природу этих переживаний.
- Выброс ДМТ. ДМТ, вырабатываемый организмом естественный агонист серотонина, вызывает яркие галлюцинации и ощущение нереальность происходящего. Я лично знаком с эффектом, вызываемым употреблением наркотиков, относящихся к агонистам/антагонистам серотонина, так как во время моей молодости, проходившей в начале 70-х, употреблял ЛСД. И, хотя я и не употреблял ДМТ, я неоднократно наблюдал за пациентами под его воздействием. Да, ДМТ вполне способен создать в сознании человека достаточно яркую и реалистичную картину — да вот только для того, чтобы создать столь же яркую аудиовизуальную картину, какую я наблюдал во время комы, ему бы пришлось задействовать те участки коры головного мозга, которые ответственны за визуальные и слуховые ощущения. Вызванная бактериальным менингитом длительная кома серьезно повредила мою кору головного мозга — а ведь, как я уже говорил, все визуальные и/или слуховые ощущения, которые мог бы вызвать ДМТ, возникают и обрабатываются именно в коре головного мозга. Так как она не функционировала, у ДМТ просто не было цели, на которую он мог бы воздействовать.
- «Феномен перезагрузки» — выброс в сознание случайного набора обрывочных и случайным образом соединенных воспоминаний, вызванных «перезапуском» поврежденной нервной системы до уровня деятельности, позволяющей обеспечить сознание, после общего сбоя нервной системы — как в моем случае. Да вот только то, что я испытал, было настолько сложным и неповторимым, что… вряд ли это так.
- Самопроизвольная генерация необычных псевдовоспоминаний с помощью архаичных мозговых структур, активно используемых птицами, но очень слабо действующими в центральной нервной системе человека. То, что они действуют, но очень слабо, было доказано на примере людей, слепых от рождения. Так что это никоим образом не может объяснить той сверхреалистичной картинки, что я видел — тем более, что она включала в себя как слуховую, так и визуальную компоненты.
Так стоит ли удивляться тому, что испытанным им опыт по праву относят к наиболее достоверному опыту выхода за пределы тела всех времен, а учитывая его материалистическое образование и ученую степень, мы склонны верить, что доктор Александер действительно испытал нечто, выходящее за пределы возможного в этом мире?