Скандальные «Обнаженные» Амедео Модильяни: почему полиция закрыла выставку картин

1_result

Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная с раскинутыми руками, 1917 г.

Сегодня Амедео Модильяни занимает лидирующие позиции среди самых дорогих художников в мире. А при жизни ему не удалось снискать славы, он жил и умер в нищете. Его первая и единственная выставка не только не была успешной – она стала причиной скандала, в результате которого по требованию полиции выставка была закрыта. Что могло поразить и возмутить искушенных французов в картинах ню?
2_result

Амедео Модильяни. Обнаженная на синей подушке, 1917 г.

Значительную часть художественного наследия Амедео Модильяни составляют картины в жанре ню. Скандальная серия, включающая около 30 работ, была создана по заказу Леопольда Зборовски в 1916-1917 гг. Невероятно тонкое и чувственное изображение обнаженной натуры было далеким от вульгарности, тем не менее, вызвало возмущенную реакцию публики. Ни одна картина тогда не была продана.
3_result

Амедео Модильяни. Сидящая обнаженная, 1916 г.

Выставка была организована в Париже в галерее Берты Вайль в 1917 г. Для привлечения внимания публики несколько работ вывесили на витрину. Не учли одного важного момента: галерея находилась напротив полицейского участка. Комиссар тут же вызвал Берту Вайль. Позже она напишет об этом инциденте: «Я приказываю Вам немедленно снять всю эту дрянь!». – Я отваживаюсь на замечание: «Но есть знатоки, которые отнюдь не разделяют Вашего мнения. Что же такого плохого в этих обнаженных?» – «Эти голые! У них срамные волосы! Если Вы тотчас же не выполните мой приказ, я прикажу моим полицейским конфисковать все!». Несколько полотен конфисковали «за покушение на нравственность». Выставка была закрыта через несколько часов.
4_result

Амедео Модильяни. Обнаженная с рубашкой, 1917 г.

Модильяни не понимал причин критики, поскольку телесное никогда не было для него первичным. Об этом свидетельствует его диалог с Ренуаром в 1919 г. Маститый художник советовал Амедео, как правильно писать обнаженную натуру:
«Когда Вы пишете обнаженную женщину, Вы должны как бы ласкать кисточкой ее обольстительный зад». На что Модильяни возмутился: «Я не собираюсь гладить кисточкой женские задницы. Меня вообще не интересуют зады!»
5_result

Амедео Модильяни. Прекрасная римлянка, 1917 г.

Красота обнаженных на полотнах художника действительно имеет иную природу – они словно светятся изнутри. Теплая световая гамма и своеобразная техника словно оживляют работы, это не абстрактные образы.

Интересные посты

Жан Кокто писал об этой серии: «Ню Модильяни кажутся всегда индивидуальными и портретными. В этих образах сохраняется конкретно-чувственное начало, но оно «сублимировано», одухотворено, переведено на язык музыкально-текучих линий и гармоний насыщенных охристых тонов».

6_result

Амедео Модильяни. Большая обнаженная, 1917 г.

Только после смерти художника «неприличную и аморальную» серию картин в жанре ню оценят по достоинству. «Прекрасная римлянка» была продана на аукционе Sotheby’s в 2010 г. за 68,96 млн долларов.
7_result

Амедео Модильяни. Обнаженная с закрытыми глазами, 1917 г.

kulturologia.ru

Вам может также понравиться...