Имя Владимира Маяковского известно всем, кто не проспал школьных уроков литературы. Многие вспомнят и о Лиле Брик — музе и возлюбленной поэта, которая при этом продолжала оставаться супругой литератора Осипа Брика. “Умный журнал” рассказывает сумасшедшую и запутанную историю их “тройного брака” и любовных отношений.
Лиля Брик — “муза русского авангарда” и хозяйка одного из популярнейших литературно-художественных салонов, не была красавицей, но, по воспоминаниям современников, оказывала на мужчин гипнотическое влияние.
Знакомство Владимира Маяковского с Лилей и ее мужем — литературоведом и критиком Осипом Бриком — состоялось в 1915 году в их квартире. В дом Бриков молодого поэта привела сестра Лили — Эльза, у которой на Владимира были свои виды.
Но великим планам сбыться не пришлось — уже к концу вечера Маяковский был безнадежно влюблен в Лилю и просил разрешения посвятить ей новую поэму “Облако в штанах”.
В дальнейшем практически все стихи Маяковского были адресованы ей (кроме, конечно, поэмы “Владимир Ильич Ленин”).
“…Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени…”
— напишет Маяковский через год после их с Лилей знакомства.
Вскоре Маяковский становится частым гостем в их доме, а спустя какое-то время останется там насовсем.
«Эльзочка, не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен», — сообщит Лиля сестре, которая перед отъездом в Европу заедет проститься к ним на дачу и застанет Осипа, Лилю и млеющего Маяковского, сидящего у нее в ногах.
«Да, мы теперь решили навсегда поселиться втроем!», — деловито подтвердит Осип. С тех пор на двери каждого их совместного жилища навсегда закрепится надпись: “Брики. Маяковский”.
Этот “тройственный союз” вполне укладывался в популярную после революции брачно-любовную концепцию, известную как “Теория стакана воды”, согласно которой вступить в сексуальную связь так же просто, как выпить стакан воды. Хотя отношения Бриков и Маяковского, конечно, были далеко не только плотскими.
Уже в преклонном возрасте Брик вспоминала, что ей нравилось заниматься любовью с Осипом, запирая Маяковского на кухне, а он “рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал”.
Однако существуют свидетельства, что в период совместного проживания в квартире на Таганке Осип уступил Маяковскому свою жену как более молодому партнеру, который содержал всю их семью.
Жизнь странного семейства была заведена по Лилиному порядку: “каждый делает что ему заблагорассудится и только ночью мы все трое собираемся под общей крышей”.
Когда поэта одолела ревность, Лиля выгнала его из дома на три месяца, запретив звонить, писать и приходить. Новый 1923 год Маяковский встретил в одиночестве, чокаясь с Лилиной фотографией.
Этот поворот был продуман ими сознательно: Брики считали, что только страдания стимулируют человека на истинные творческие подвиги. “Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи”, — считала Лиля.
Странные отношения поэта и его музы длились 15 лет, становясь все запутаннее и причудливей. Маяковский делал несколько попыток связать жизнь с другими женщинами, но в результате всегда возвращался к ней.
Поэт завещал отдать Брикам все стихи и архивы, что навсегда закрепило за Лилей статус официальной музы “Певца революции”.
В прощальной записке Маяковский пишет: “Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская (актриса, последняя любовь поэта). – Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся”.
Осип Брик умер от остановки сердца в 1945 году, а Лиля покончила с собой в возрасте 86 лет на даче в Переделкине — это случилось в 1978 году. Она завещала развеять ее прах, так как опасалась, что кто-нибудь обязательно попытается осквернить могилу.