Известнейшая картина Казимира Малевича «Черный квадрат» до сих пор остается одной из самых спорных в истории. Одни считают ее гениальным шедевром, другие — просто размазней, не заслуживающей внимания. Как бы там ни было, о «Черном квадрате» знают все, от мала до велика, что уже говорит о ее ценности. Кроме того, что эта картина — одна из самых контроверсионных в изобразительном искусстве, она еще и скрывает несколько тайн. На днях специалисты обнаружили под этим знаменитым экспонатом Третьяковской галереи… Нет, не сейф, не сундук с сокровищами и даже не тайный шифр, а… еще одно полотно Казимира Малевича.
Научный сотрудник отдела научной экспертизы отдела Екатерина Воронина сообщила СМИ, что экспертам давно было известно о существовании еще какого-то изображения под оригиналом «Черного квадрата». Теперь же выяснилось, что таких изображений есть аж целых два. «Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — объяснила научный сотрудник.
Кроме того, наконец удалось расшифровать предположительно авторскую надпись на картине. Ученые убеждены, что на ней написано название: «Битва негров в темной пещере» (аллюзия на картину Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью»). Трудность правильного прочтения заключается в том, что у Малевича был очень сложный, практически нечитабельный почерк, и буквы «н», «п», «и» он писал почти одинаково.
Знаковым стало то, что эпохальное открытие удалось сделать во время международной конференции, посвященной 100-летию легендарного «Черного квадрата».
Небольшой исторический дискурс: картина знаменитая картина Малевича написана им в 1915 году для футуристической выставки «0,10». И, кстати, тогда она называлась черным четырехугольником, а не квадратом. Более того, Казимир Северинович как минимум трижды повторял свой шедевр в 1920-х — начале 1930-х годов. Эти повторения хранятся в Русском музее, Третьяковке и Эрмитаже.
Ольга Розанова, Ксения Богуславская и Казимир Малевич на выставке «0,10»