Хотим ли мы воевать сегодня
Ради чего (или кого) мы готовы сегодня пожертвовать жизнью? В год столетия начала Первой мировой войны мы решили узнать ответ на этот вопрос. Цифры и комментарий.
Возможность повторения мировой войны сегодня выглядит пугающе реальной. Но эти даты (1914–2014) – еще и повод задуматься о наших ценностях, ради которых в критической ситуации мы готовы пожертвовать собственной жизнью.
Что это за ценности и есть ли они вообще – ведь наше прагматичное общество склонно вовсе отрицать духовные идеалы. «Любую попытку радикального утверждения чуждых нам ценностей (а самопожертвование – самый радикальный из возможных жестов) мы торопимся отнести к разряду религиозного фанатизма, – объясняет философ и психоаналитик Анн Дюфурмантель (Anne Dufourmantelle). – Но общество не может существовать, если в нем никто не готов пойти на смерть ради своих представлений о жизни, не способен заплатить эту цену, чтобы остаться человеком».
«За кого или за что вы готовы отдать свою жизнь?»
Есть ли сегодня такие люди среди нас? Наш опрос показал, что три четверти жителей России готовы пожертвовать жизнью ради семьи и близких. Такое единодушие можно считать признанием приоритета семейных ценностей. А можно, впрочем, и свидетельством того, что никаких других ценностей и ориентиров в жизни большинства из нас сегодня просто нет.
За веру, царя и Отечество. Сравним российские цифры с данными других европейских стран*. В Литве, например, отдать жизнь за семью и близких готовы примерно 45%, а вот погибать за Родину не готов ни один из более чем тысячи опрошенных. Среди россиян таких патриотов набралось около 10%. В старых европейских демократиях дело обстоит принципиально иначе: сложить голову за страну готов каждый четвертый швейцарец, каждый пятый француз и каждый шестой немец. Еще выше этот показатель в Польше – почти 50%. Лидирует Польша и в приверженности религиозным ценностям: за веру и Бога готов отдать жизнь почти каждый третий поляк.
В России же погибнуть за веру готовы примерно 1,5% респондентов (за какую именно веру, они не уточняли). Примерно столько же готовы пожертвовать собой за свои принципы и убеждения – лишний аргумент в пользу того, что вера и принципы сегодня в России представляют ценность для очень узкого круга. Для сравнения: в Германии за свои убеждения готовы заплатить жизнью 44,3% респондентов, в Швейцарии – 48,8%, а во Франции – 62,3%.
Наконец, около 30% швейцарцев считают свою жизнь слишком ценной, чтобы жертвовать ею ради чего-то или кого-то. Почти такую же цифру дал опрос в Германии и Франции, а в Литве процент респондентов, не считающих возможным пожертвовать своей жизнью, составил 42. В России вариант ответа «ни за кого и ни за что» выбрали в целом около 10% опрошенных, а в возрастных группах 35–44 и 45–54 11,3% и 12,8% соответственно, что, по мнению психолога Евгения Осина, может свидетельствовать о ценностном кризисе, переживаемом самой активной частью населения.
Условное наклонение. Впрочем, формулировка вопроса слишком заострена, а потому и к результатам следует отнестись с известной осторожностью, считает Евгений Осин: «Респонденты хорошо понимают, что речь не идет о реальной ситуации. А потому и их ответы могут быть достаточно условными». Вместе с тем опросы фиксируют и важный результат: сама идея «отдать жизнь» сегодня представляется очень многим людям неразумной. «В свете гуманистических идей, на которых зиждется современное западное общество и которые постулируют права человека как высшую ценность, самопожертвование – действительно не очень разумный поступок.
Ведь любая жизнь ценна, в том числе и наша собственная, и если жертвовать ею – то только если ради спасения чьей-то еще жизни. При этом, как правило, спасать предполагается близких родственников, что подтверждается популярностью такого варианта ответа во всех опросах», – поясняет Евгений Осин.
Пересмотр ценностей. Очевидно, что сегодня доля тех, кто готов отдать жизнь за Родину, довольно незначительна. Нежелание приносить себя в жертву проанализировано в работах социолога Кристиана Вельцеля (Christian Welzel), который исходит из того, что по мере развития человечества жизнь из источника несчастий и страданий все больше превращается в источник возможностей для процветания и самореализации. По этой причине происходит пересмотр ценностных установок, и все меньше людей готовы расстаться с жизнью даже во имя самых высоких идеалов.
Главным фактором этого развития Вельцель называет права личности на свободное самовыражение (emancipative values). По его мнению, они максимально реализуются в демократических странах с высоким уровнем жизни, толерантности и субъективным ощущением благополучия. Именно жители таких стран менее всего склонны жертвовать жизнью и в том числе участвовать в войнах.
В прошлом году Вельцель и его коллега Роналд Инглхарт (Ronald Inglehart) провели масштабное исследование, подтвердившее справедливость этих предположений**. В частности, на основе множества опросов был составлен своего рода рейтинг государств мира по степени готовности их населения участвовать в войне. Первую строчку в нем занял Катар, который при неплохих экономических показателях не отличается демократичностью, толерантностью или высокой степенью личностных свобод. Закономерно наличие среди лидеров списка таких стран, как Вьетнам, Руанда и Бангладеш, где готовность участвовать в войне выражают свыше 95% населения. А наименее воинственны жители Германии, Испании и Японии (от 25 до 35%).
Впрочем, гарантировать невозможность повторения войн, увы, не способны никакие теории. В упомянутом рейтинге 82 государств Россия заняла лишь 43-е место, а Украина – и вовсе 69-е…
* В Литве похожий опрос был проведен компанией Spinter tyrimai по заказу информационного портала DELFI, а в ряде европейских государств – радиостанцией Radio France и ее партнерами.